Искусство Московской Руси и Новгорода середины — второй половины XV в.
В записи
Основные темы лекции.
Централизация власти как процесс строительства национального государства: опыт России и Европы.
Готические влияния в лицевом шитье — мастерские лицевого шитья новгородского архиепископа Евфимия Вяжищского.
Закат Новгородской вечевой республики (1460 — 1470) и ее искусство.
От Рублёва до Дионисия — альфа и омега древнерусского искусства XV в.
Что узнаем?
Как развивалось искусство Московской Руси после падения Византии.
Влияние итальянских мастеров — архитекторов и строителей — на искусство в России: Успенский собор Московского Кремля.
История развития Русского Севера как художественного поля нового искусства: монастырская Фиваида.
Мастер Дионисий — художник региональной знати.
Как позднепалеологовский романтический классицизм стал основой московского художественного языка в XVI в.
О той роли, которую Илья Репин играл в русской художественной жизни, очень выразительно написал знаменитый живописец-сказочник Иван Билибин: «Во времена детства… мы знали, что царь зверей – лев, а царь птиц – орел; …что лучшая картина в мире – «Сикстинская мадонна», что первый из русских поэтов – Пушкин, из композиторов – Глинка, а из современных нам художников – Репин».